На востоке Эквадора в тропических лесах Амазонии, растущих между реками Напо и Курарай, проживает небольшое индейское племя ваорани. Под этим общим названием объединены множество малых групп: виньятаре, оньяменане, тагаери, тароменане, кемпере и другие – общей численностью около 4-х тысяч человек.
По информации сайта Фоторепортажи.
Часть этих племенных групп до сих пор ведут совершенно изолированный образ жизни. Они не только враждуют друг с другом, но и убивают любого пришельца, рискнувшего зайти на их территорию. Другие же, живущие в низменности Тивено, не против прихода гостей. Но, при этом, ни они сами, ни власти Эквадора не гарантируют безопасность туристам и миссионерам. Поэтому место обитания ваорани правительство объявило запретной зоной.
Живя изолированно от цивилизации, ваорани сохранили самобытную культуру, образ жизни, обычаи и традиции. Всего 60 лет назад они жили в каменном веке, т.к. все орудия труда изготавливали из камня, а огонь до сих пор добывают трением. Пробирающиеся к ним, на свой страх и риск, миссионеры снабдили их железными орудиями и одеждой. Если железо, облегчающее и ускоряющее работу, ваорани оценили сразу, то к одежде отношение осталось резко отрицательным.
Традиции
Храня традиции, ваорани до сих пор носят из одежды только тонкий шнурок на поясе. Им важно видеть тела друг друга целиком, чтобы знать о человеке, живущем рядом всё. Тому, кто что-то прячет от окружающих доверять нельзя, особенно в условиях постоянных кровавых межплеменных конфликтах. Вот такая незамысловатая философия индейцев ваорани…. Надо отдать им должное – при встрече зачастивших в последнее время туристов, ваорани облачаются в некоторые элементы одежды, подаренной им миссионерами.
Отличительной особенностью индейцев ваорани является их маленький рост – самые высокорослые мужчины племени не достигают и 160 сантиметров. Некоторые пожилые члены племени носят в ушах деревянные вставки-ботоки, свидетельствующие о статусе их владельца. У них длинные волосы, а свои тела ваорани раскрашивают соком плодов ачоте – красный цвет отгоняет злых духов.
Пища
Первоочередным и повседневным занятием для мужчин ваорани является добывание еды на охоте и рыбной ловле. Основным оружием им служат духовые трубки длиной 2-3 метра, заряженные дротиками, наконечник которых смазан сильнодействующим ядом кураре. Опытный стрелок поражает цель на расстоянии до 30 метров со 100-процентной вероятностью.
Первоочередным и повседневным занятием для мужчин ваорани является добывание еды на охоте и рыбной ловле. Основным оружием им служат духовые трубки длиной 2-3 метра, заряженные дротиками, наконечник которых смазан сильнодействующим ядом кураре. Опытный стрелок поражает цель на расстоянии до 30 метров со 100-процентной вероятностью.
Охотятся ваорани в основном на обезьян некоторых видов, диких свиней и нехищных птиц. При этом они свято соблюдают табу: нельзя убивать оленей, так как их глаза похожи на человеческие, нельзя охотиться на ягуаров, потому что, согласно преданиям, ваорани произошли от союза ягуара и гарпии, а также нельзя убивать змей, если не желаешь крупных неприятностей.
Женщины ваорани воспитывают детей и занимаются хозяйством. Они плетут рыболовные сети, гамаки, сетки и сумки из листьев, лепят и обжигают глиняную посуду. Также, на их плечи ложится сбор плодов и уход за огородом. У каждой семьи свой небольшой участок в сельве, на котором выращивается маниок, бананы, хлопчатник, арахис, ачиоте, и другие культурные растения.
Клубни маниока ваорани используют не только в пищу, но и готовят из них алкогольный напиток под названием «чича». Для этого женщины тщательно пережёвывают отваренные клубни и полученную кашицу заворачивают в листья. После нескольких дней брожения чича готова к употреблению. Без нее мужчины на охоту не пойдут.
Браки в племени ваорани в основном заключаются внутри одной племенной группы. Из-за малочисленности групп они часто бывают родственными – между двоюродными братьями и сестрами. По традиции племени любому мужчине при желании разрешается иметь двух-трёх жен. Но ваорани не спешат воспользоваться этим правом – прокормить большую семью в сельве непросто, а голодные жены не способствуют отдыху и домашнему уюту.