С момента изобретения парашюта основные требования к ним остаются незыблемыми: безопасность, дальность полета, высокая грузоподъемность и возможность использования на большой высоте. За столетие, прошедшее с момента получения первого патента на парашют в России, изменились и технологии, и материалы. По заказу Министерства обороны в Иваново приступили к разработке новых парашютных систем: на заводе «Полет» недавно создан уникальный в своем роде парашют под названием Stayer. «Русская планета» побывала в цехах, где он создается, и узнала, чем этот парашют отличается от аналогов.
Эти технологии, конечно ничто по сравнению с кроссовками из жвачки, которые придумали в Амстердаме.
Завод состоит из нескольких корпусов с цехами, в каждом из которых выполняется своя технологическая задача.
— Как театр начинается с вешалки, так наше производство начинается с тщательного входного контроля всех материалов, поступающих к нам для изготовления парашютных систем, — рассказывает главный инженер Светлана Ганина. — Они проходят тщательный контроль, в том числе по физико-механическим показателям. Любая ошибка здесь чревата серьезными последствиями.
Правильно изделия завода называются не парашютами, а «парашютными системами», так как они включают в себя целый ряд наименований, начиная от купола и заканчивая специальными карабинами. Всем этим завод снабжает себя сам. Металлическую фурнитуру делают в отдельном цехе.
— Входной контроль сырья и материалов — это первый этап контроля качества, — продолжает Светлана Ганина, — так как только использование качественного сырья позволяет получить в конечном итоге изделие не только привлекательное по внешнему виду, но и с необходимым запасом прочности.
После проверки качества материалы поступают на раскрой. В раскройном цехе вдоль стены висят металлические лекала, каждое из которых аккуратно подписано. Здесь собраны образцы деталей для всех без исключения моделей парашютов, изготавливаемых на заводе: спортивных, специального назначения, запасных, учебно-тренировочных и многих других. Раскройщик берет лекало, прикладывает его к ткани и горячим ножом вырезает ту или иную деталь. Каждая из них идентифицируется: присваивается порядковый номер, выписывается производственный паспорт. Это позволяет в дальнейшем отследить весь производственный цикл того или иного изделия. Следующая стадия — пошив.
Поставляться система будет в российскую армию и другие силовые структуры.
«Новая система включает в себя основной и запасной парашют и позволяет десантироваться с высот от 400 до 8 тыс. м при скорости полета до 350 км/ч. Грузоподъемность новой системы составляет до 180 кг, что является рекордным значением для парашютов, предназначенных для десантирования людей», – рассказали на предприятии.
Система также включает в себя «дыхательный аппарат для обеспечения кислородом десантника в условиях разреженной атмосферы, влагозащищенные очки ночного видения и контейнер для снаряжения, который вмещает до 50 кг амуниции и оружия».
Ивановский завод «Полет» является одним из крупнейших в России по выпуску парашютных систем. Основные заказчики предприятия – Министерство обороны РФ, ФСБ, ФСО и другие силовые ведомства.